Премьера  полнометражной художественной картины «На другом берегу»   намечена на 17 сентября, День народного единства. Трейлер фильма и постер начали показывать в кинотеатрах страны с июня. О задачах и секретах нового национального проекта «Беларусьфильма» корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с генеральным директором киностудии Владимиром Карачевским и директором съемочной группы Ириной Филипповой.

 

Почему поменяли название

Изначально проект назывался «Мы едины». По словам И. Филипповой, это название дало своеобразный толчок развитию сюжетной линии, определило идеологическое и художественное направление ленты… Однако от него в силу некоторых причин было решено отказаться.

— В фильме речь идет не о политике в лоб, — подчеркивает собеседница. — Мы в первую очередь хотели показать, что наша страна сильна своими семейными традициями и отношениями, общей территорией, людьми. Плюс постарались напомнить о том непростом периоде, когда Беларусь в очередной уже раз в ее истории трепали, пытаясь разорвать на куски. Более того, в 1921 году по итогам печально известного Рижского мира ее, как говорится, располовинили. Новое кино говорит о взаимоотношениях людей, которые невольно оказались на другом берегу, оставаясь при этом белорусами. И вот когда возник этот метафорический образ, пришла идея поменять название проекта на более тонкое, многоплановое.

 

Тонкости и переплетения сюжета

В фильме показано партизанское движение на территории Белоруссии, оказавшейся под Польшей. Один из центральных эпизодов — казнь двойного агента руками его друзей-патриотов, узнавших о предательстве.

— В ленте отсутствуют прямые исторические параллели, в ней нет обращения к реальным фигурам Притыцкого и Хоружей, Танка, Лынькова, Пестрака, Василька, Тавлая и других, — констатирует И. Филиппова. — Возможно, кто-то из этих героев сможет появиться в следующих частях. Разумеется, при условии, что у нашего кино будет продолжение.

Если совсем вкратце, фильм рассказывает о становлении личности в экстремальных условиях. У молодого героя киноленты Павла мать погибает от рук польских жандармов, отец пропал без вести в Первую мировую, брат принимает участие в партизанском движении на территории Западной Белоруссии. Сам парень долгое время пытается уйти от всего, связанного с политикой, красиво и безбедно жить. В итоге реализует себя в качестве контрабандиста. У него начинаются разногласия в семье, и это очень мягко говоря. Затем он попадает в воронку событий, где задействована разведчица из БССР, в которую он влюбляется. Павел становится свидетелем убийства предателя, принимает участие в спасении раненой разведчицы, помогая ей перебраться на другую сторону пограничной реки. Тут ему здорово пригодились навыки контрабандиста. Чуть позже он снова рискует, когда переправляет в БССР, на тот самый другой берег, старшего брата, которого ждет смертная казнь за антипольскую деятельность. Так Павел возвращается к подлинным истокам.

Любопытно, что съемки проходили сразу на трех белорусских речках — Ислочи, Зарянке и Немане. С их помощью создается единый образ реки, невольно разделившей одну страну на два берега.

Интересно показан Раков — в 1920-е годы он был одним из мировых контрабандистских центров. В разных образах предстанут усадьба в Лошицком парке, Заславль и другие привычные нам локации.

 

Почему стоит посмотреть этот фильм?

Не будем произносить пышных фраз о долге, гражданской ответственности и прочем. Как говорит И. Филиппова, в новом кино с помощью художественных средств показано, как мальчик становится не только гражданином и патриотом, но и настоящим мужчиной.

— В этом фильме помимо динамичной сюжетной линии имеется и другая, фундаментальная, — считает собеседница. — Причем мы не говорим в лоб о необходимости объединения страны и страданиях белорусов, разделенных по воле политиков, и о том, что с ними происходит. У нас отнюдь не агитка.

Про «Вишневый сад» Чехова говорят, что там за бытовыми деталями есть глубинное подводное течение. Авторы ленты уверяют, что они работали как раз в этом направлении.

— Думаю, у нас многое получилось и в плане развития творческой мысли, — подводит своеобразный итог сказанному И. Филиппова.

Отвечая на «здоровый провокационный вопрос» о том, почему съемочная группа национального проекта оказалась прежде всего российской, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский напомнил, что никто не отменял факта успешного взаимодействия граждан наших стран в рамках Союзного государства, в том числе творческого. Он особо отметил удачный выбор режиссера-постановщика москвича Андрея Хрулева.

— Мы угадали с ним и не только с ним, формируя состав съемочной группы, — заявил В. Карачевский. — В ней, подчеркну, не работал ни один случайный, равнодушный, чужой для Беларуси человек.

Размышляя вслух о том, почему лично ему было бы интересно сходить на премьеру фильма, целенаправленно снятого ко Дню народного единства (если вынести за скобки служебную необходимость), В. Карачевский сказал:

— Мне было бы важно узнать неизвестные страницы истории нашей страны. Ведь этот период не изучали серьезно ни в школе, ни в вузах долгое время. Да и в семьях мало кто может достоверно рассказать об этом времени. Кроме того, мы постарались в фильме дать ответы на актуальные во все времена вопросы: «Что значит быть патриотом своей страны? Почему важно быть белорусом человеку, живущему на этой земле?» Сквозь ткань киноленты красной нитью прошла важная тема выбора и судьбы. Мне кажется, поднятые вопросы рифмуются с нынешними запросами и переживаниями людей. Фильм исторический, но чрезвычайно актуальный для нашего с вами времени, когда мы вынуждены задуматься не только о теме единства Беларуси, но и о вопросах разобщения и объединения семей.

В разных вариациях В. Карачевский коснулся темы выбора, взросления и становления человека.

— Отсидеться в окопе и делать вид, что ничего не происходит, у белорусов не получается, — лаконично сказал он. — Так было в нашей истории 100 лет назад. Так было в Великую Отечественную. И как раз такое время наступило сейчас.

В. Карачевский сообщил, что отснятого материала хватит на оригинальный сериал.

— Думаю, мы скоро начнем над ним работать и сможем предложить зрителю уже в следующем году, — отметил гендиректор «Беларусьфильма».