РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ 2022

27 февраля 2022 года - республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Беларуси

На референдум вынесен один вопрос: "Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?"

В бюллетене для голосования два варианта ответа - ЗА и ПРОТИВ.

Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

Право участвовать в референдуме имеют граждане Беларуси, достигшие 18 лет.

Каждый участник референдума голосует лично.

График работы участков для голосования:

досрочное голосование - 22-26 февраля (вторник-суббота):

- с 10.00 до 14.00,

- с 16.00 до 19.00,

в день референдума 27 февраля (воскресенье) - с 8.00 до 20.00.

Голосование в день референдума осуществляется:

- в помещении для голосования,

- по месту нахождения участника референдума.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Указ Президента Республики Беларусь от 20 января 2022 г. № 14 "О назначении республиканского референдума"

Путеводитель по референдуму

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН организационных мероприятий по подготовке и проведению республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь

Информация о референдуме

Адреса и телефоны территориальных комиссий по референдуму по г.Минску

В соответствии со ст.4 Избирательного кодекса Беларуси "Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме". В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, лица, содержащиеся под стражей.

Источник: ЦИК Беларуси.

Предлагаемые изменения и дополнения:


Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула и 80 статей (более 160 нормативных положений). Исключены 2 статьи.

Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими более 50 новых нормативных положений.

Текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей.

Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.

Основные изменения:

положения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции), актуализированы (осовременены) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений;

включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54);

сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства;

особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47);

повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45);

государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51);

Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету;

закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46);

Всебелорусское народное собрание - станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти (глава 31).

 
Полномочия ВНС:

принимать основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития);

предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;

предлагать проведение республиканского референдума;

предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов;

рассматривать вопрос о легитимности выборов;

принимать решение об импичменте Президенту;

вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам;

рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;

вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии;

закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц;

Организационная структура ВНС - Президиум, Председатель и его заместители, избираемые делегатами Собрания. Срок полномочий - 5 лет, проведение заседаний - ежегодно. Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием.
 

В отношении должности Президента предлагается:

ужесточение требований к кандидатам (повышается возраст - не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);

введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);  

упрощение процедуры импичмента (новое основание - систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);

упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами;

придание указам подзаконного характера (статья 85);

наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);

закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).

Изменения в деятельности Парламента и Правительства:

для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93);

предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95);

депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98);

назначение на должности всех "ключевых" руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98);

возложение на Председателя верхней палаты Парламента - Совета Республики - полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881);

законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99);

Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107);

для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);

из Конституции исключаются положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц;

усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).

Изменения в избирательном процессе:

закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием) (статья 71);

снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей) (статья 64);

урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);

сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе (статья 69);

сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).

уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
 
 
Изменения в судебной системе:

изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116);

закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121);

существенное повышение статуса и значения Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет:
давать толкование Конституции;
выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум;
оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента;

выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции;

рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;

по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции.

Рассмотрев и приняв предложения по изменению и дополнению Конституции, с одной стороны, мы создаем правовую основу развития Республики Беларусь на десятилетия вперед, с другой - создаем механизмы, которые обеспечат это развитие и обезопасят белорусскую государственность.