Выставка живописи и графики «Минск. Город и люди» открылась 6 сентября в арт-гостиной «Высокае мѣста», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Каким он был, город, лет 70 назад, как заново строился, разрушенный войной? Что говорят глаза незнакомки в красном, бросающей вызов серой советской действительности? Что видели белорусские художники ХХ века из окон своих мастерских?

История города – на картинах. Все работы, а их более 60, из частного собрания Инны и Александра Радаевых. Смотришь и кажется, будто сам гуляешь по улицам из прошлого, сидишь за маленьким столиком у керосиновой лампы, читая газету «Правда».

Вот на линогравюре Семена Геруса легендарное, но, к сожалению, исчезнувшее с карты Минска кафе «Весна», рядом с которым толпятся шикарные дамы в цветастых платьях.

Мост в парке Горького на картине Михаила Чепика еще деревянный, а в работе Виктора Варламова еще нет гостиницы рядом с цирком, – отмечает А. Радаев.

Во дворике пятиэтажки сушится белье, развевается так, что вырвалось бы за рамки картины, – так видел Май Данциг. А Борис Аракчеев в одной из своих работ удивляет современников: по площади Свободы в 1960-е годы курсировал трамвай!

Знаковых для белорусского искусства имен на выставке много: тут Леонид Щемелёв и Арлен Кашкуревич, Генрих Тиханович и Петр Крохалев, Сергей Катков и Иван Рей, Николай Дучиц и Валериана Жолток. И это далеко не все.

Некоторые городские пейзажи показывают, например, что Парковая магистраль, нынешний проспект Победителей, заканчивалась садами там, где сейчас стоит гостиница «Юбилейная», – продолжает коллекционер.

Город – это не только улицы и здания. Это еще и люди. И на картинах Владимира Стельмашонка, Александра Семилетова, Бориса Непомнящего видно, как светились лица минчан, отстраивающих свой город.

Любовь к людям и родной земле – в каждом произведении. Самое раннее произведение на выставке – акварель Меера Аксельрода, родившегося в Молодечно. По словам А. Радаева, во время войны его родные, оставшиеся в оккупации, погибли в гетто. Теперь работа оформлена в золоченую раму, привезенную в далеком 1945 году как трофей из Берлина. Символично.

Многие картины пришлось реставрировать, буквально спасать. На обратной стороне одного из минских пейзажей Виталия Цвирко виднеется пара заплаток и слегка обуглившаяся рама. А с лицевой – как новая.

Об этой выставке можно говорить много, рассказывая сотни историй, но лучше увидеть. И одного раза, скорее всего, будет мало.

Экскурсия по выставке от куратора проекта Александра Радаева состоится 20 сентября. Экспозиция открыта до 7 октября.

Фото автора Марии Войтик