Корреспонденту агентства «Минск-Новости» удалось попасть в закулисье Белорусского республиканского театра юного зрителя (ТЮЗ) и узнать, что скрывается по ту сторону сцены.

Изучать театральную кухню помогала художник-декоратор ТЮЗа Лариса Рулёва. Первая остановка — бутафорная. Там создают декорации из дерева, ПВХ, металла, ткани, оргстекла, поликарбоната. Настилы раньше изготавливали из двунитков — хлопковой ткани, которую окрашивали. Но этот материал недолговечен, от него отказались в пользу кирзы. Ее невозможно разорвать без специального оборудования.

Далее направляемся в цех напротив — столярную. С порога чувствуется запах древесины. Здесь ей придают нужные размер и форму. Затем заготовку отправляют на покраску в соседнее помещение. Раньше использовали гуашь и акрил, им на смену пришли огнезащитные и водостойкие краски — безопасность превыше всего.

Движемся по длинным белым коридорам и оказываемся на одной из сцен театра. Пришли вовремя: как раз монтировали массивные деревянные декорации к вечернему спектаклю «Не па сваёй ахвоце лекар». Когда работу завершили, появились режиссер-постановщик и актеры, приступили к репетиции.

Каждый спектакль создают с учетом особенностей конкретной сцены, поэтому во время гастролей выбирают похожие по техническим возможностям залы. В фойе, подвале и на лестнице также можно устроить представление. Такой антураж ТЮЗ пока использует только для коротких постановок длительностью 55 минут.

В завершение путешествия Лариса Рулёва приглашает в свой кабинет. Это мастерская художника: повсюду баночки с красками, макеты декораций. Их изготавливают с высокой точностью. Любая ошибка стоит денег, а бюджет спектакля фиксирован и ограничен.

— Конечно, сложности бывают. Особенно с материалами: не всегда получается полностью реализовать задуманное. Так, в спектакле «Ромео и Джульетта» очень хотелось в качестве декорации задействовать кладбищенские камни. Для того чтобы осуществить замысел, нужен был поликарбонат толщиной 10-15 см. Но в Беларуси такого материала нет, нужно заказывать за границей. Стоит он недешево. Нашли замену попроще, — рассказала Л. Рулёва.

Подготовила Анастасия Петрушко