Старейший театр кукол страны прошел долгий путь от полулюбительских постановок до высокохудожественных спектаклей не только для детей, но и для взрослых.

Современные кукольники не боятся острых тем, экспериментируют с жанрами и формами, опираясь на многолетние традиции, и покоряют сердца зрителей. О творческих планах коллектива в юбилейный год корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с директором Белорусского государственного театра кукол заслуженным деятелем культуры Республики Беларусь Евгением Климаковым.

— Евгений Викторович, вы сейчас занимаетесь организацией X Международного фестиваля театров кукол, который пройдет в Минске 18–21 мая. Чем удивите столичную публику?

— В программе 14 спектаклей из 7 стран. Впервые будут представлены коллективы из Ирана, Болгарии, Испании. Поделятся своим творчеством театральные компании Франции, Израиля, России и все государственные театры кукол Беларуси. Большинство постановок — для взрослой аудитории. Зрителям покажут жанровое многообразие, смелое сочетание хореографии, пантомимы и классических форм театра. Надеюсь, минчанам понравится. Запланированы также мастер-классы, дискуссии и вечер театральной музыки от группы «НагУаль».

— Будете торжественно отмечать 80-летие театра?

— Прежде чем праздновать, нужно отремонтировать наш зрительный зал, он уже неважно выглядит. По нашей просьбе Мингорисполком выделил средства на ремонт. Так что после завершения фестиваля театров кукол мы немного отдохнем, съездим на гастроли в Польшу, а потом закроем театральный сезон и в июне приступим к строительным работам. Надеемся закончить их к новому сезону. В начале октября планируем порадовать зрителей — провести Неделю наших лучших спектаклей. Также устроим юбилейный вечер и соберем поклонников театра, коллег и друзей.

— Какие изменения произойдут в зрительном зале?

— Хотим обустроить подъем, как в амфитеатре, чтобы посетителям было лучше видно сцену. Установим новые удобные кресла. Правда, из-за этих переделок количество зрительских мест уменьшится примерно до 240. Сейчас их 272. Также сделаем звукоизоляцию стен, чтобы голоса и музыка, доносящиеся из соседнего кинозала, не отвлекали людей от спектакля.

— Где во время ремонта будут работать актеры?

— В театре есть репетиционная комната, там будем готовить новый спектакль. Летом планируем выступать на других площадках. Детские постановки станем показывать в оздоровительных лагерях, а для взрослых, скорее всего, придется арендовать сцену.

— Премьеры готовите?

— В этом году мы уже восстановили 3 спектакля, которые шли в театре ранее. Это история о любви «Шелк» по роману Алессандро Барикко, а также детские спектакли «Приключения Пин-Пина» и «Веселый цирк». Подготовим и две премьеры. Игорь Казаков — главный режиссер Могилевского областного театра кукол — будет ставить на нашей сцене мелодраму «Санта Крус» по пьесе Макса Фриша. Детей порадуем постановкой «Піліпка і ведзьма». Автор Сергей Ковалев, режиссер Алексей Лелявский.

— На чем основывается репертуарная политика?

— Стараемся ставить 3 спектакля в год — больше физически не успеваем. Ведь нам сначала нужно создать кукол, декорации, а этот процесс занимает 3–4 месяца. Потом актер должен привыкнуть к кукле и начать репетировать. Как правило, это два спектакля для детей и один — для взрослых. Но бывает и наоборот, если видим, что публика постарше активно ходит в театр. В репертуаре у нас много постановок, не успеваем все проигрывать за месяц.

— Но основные зрители вашего театра все-таки дети?

— Конечно. Они составляют 70 % наших посетителей. Взрослые спектакли мы показываем 1-2 раза в неделю, детские — почти каждый день.

— А с какого возраста можно приводить ребенка в кукольный театр?

— Такой вопрос мне часто задают родители. Вот недавно звонил один папа и интересовался, можно ли привести двухлетнего сына на спектакль. На мой взгляд, слишком рано. Зачастую малыши пугаются, когда в зале гаснет свет и вдруг начинает звучать музыка. Рекомендую знакомить детей с нашими постановками лет с четырех, когда они способны осознанно воспринимать действия на сцене.

— Недостатка в зрителях не испытываете?

— Не жалуемся. Почти все спектакли собирают полные залы — загрузка 85 % и более. Считаю, если постановка хорошая, то она будет востребована. Например, на «Пансион Belvedere» билеты проданы на месяц вперед, приходят и коллективные заявки, выкупают целые залы для своих предприятий.

— Получается, авантюра с этим спектаклем оправдала себя?

— Действительно, это была авантюра. Во-первых, мы совсем не знали режиссера (Маттео Спьяцци из Италии. — Прим. авт.). Он в это время ставил спектакль в Русском театре, и у него возникла идея постановки в театре кукол. Причем сценария у Маттео не было, только задумки. Да еще он сказал, что спектакль будет без слов! У меня был шок, но мы решили рискнуть. И всё сошлось: работа и режиссера, и художника Татьяны Нерсисян, и артистов. Они, к слову, тоже поначалу недоумевали, ведь у них на лицах — маски, слов нет. Пришлось играть пластикой, телом, движением, что было непривычно. Но спектакль получился! Главные герои — пожилые люди, которые живут в пансионате для престарелых. У каждого своя история и судьба. Старость — лишь повод поразмышлять о хрупкости жизни, мечтах и любви.

— Евгений Викторович, в юбилейный год принято подводить итоги. Какие важные события произошли в жизни театра в последнее время?

— Артист нашего театра, ведущий мастер сцены Александр Васько получил звание «Заслуженный артист Республики Беларусь». Это большая редкость для кукольного. Чаще всего отмечают актеров драматических театров. Также в конце 2017 года Национальное собрание Республики Беларусь наградило коллектив Почетной грамотой за заслуги в развитии национальной культуры, что, безусловно, приятно. Побывали мы и на нескольких интересных фестивалях за рубежом. Ездили в Омск, Екатеринбург, Рязань. Отрадно, что там наши спектакли востребованы.

— Гастролируете часто?

— Нет, все-таки гастроли требуют финансовых затрат. Самоокупаемости в театре нет. Мы зарабатываем 60 % своего бюджета, 40 % — дотации государства. Тем не менее в планах на 2018-й — гастроли в Белостоке, Мюнхене, Москве и Санкт-Петербурге. Также намерены участвовать в фестивале «Белая Вежа», который будет проходить в сентябре в Бресте, и фестивале театрального искусства «ТЕАРТ» в Минске.

— Каким вы видите будущее Белорусского государственного театра кукол?

— В 1965 году кукольному временно выделили один зал во вновь построенном кинотеатре «Пионер». Когда я пришел сюда работать, все ютились в одном коридоре и подвальном помещении. На первом этаже располагались две гримерки, костюмерная, бухгалтерия, администрация. В подвале находились столярный цех, бутафорская мастерская, складские помещения. Со временем мы построили второй этаж, но театр продолжает разрастаться. Я имею в виду не количество людей. Спектакли стали другими. Зрители хотят видеть хорошие декорации, важны свет, звук, и мы стараемся по мере возможности идти в ногу со временем. Но возникает вопрос: где хранить куклы, костюмы, реквизит? Свободных площадей у нас нет. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в будущем наш коллектив все-таки обзавелся своим новым домом, а не жил в одной коммунальной квартире с кинотеатром. Все областные театры кукол имеют собственные помещения, а наш — старейший в стране — более 50 лет ютится в кинотеатре. Надеюсь, ситуация все-таки изменится.

Справочно

Решение об организации первого в БССР театра кукол принято 23 апреля 1938 года, тогда Совет народных комиссаров подписал соответствующий указ. Официальное открытие состоялось 15 июля 1938 года в Гомеле, первая премьера — в сентябре того же года. В 1950-м театр переехал в Минск, где получил новый импульс к развитию.

Новость предоставлена — Агентство «Минск-Новости»