Смысловые иллюминации

Тяга молодежи к сценическим экспериментам, похоже, непреодолима — тем интереснее наблюдать за результатом

На прошедшей неделе сразу два спектакля снова доказали: за самовыражением нашей театральной молодежи, как за горящим огнем, можно наблюдать бесконечно. И самовыражение это неистово, прекрасно и бескорыстно. Причем тяга к нестандартным решениям и темам у молодежи в крови. А у зрителя есть главное — желание слушать, вникать, сочувствовать и проецировать происходящее на себя.

«Источники света» погружают зрителя в хаотичный мир большого города.

Униженные и оскорбленные

На сцене площадки Ок16 состоялась премьера спектакля «Источники света», поставленного режиссером Александром Марченко по пьесе известного драматурга, номинанта Российской национальной театральной премии «Золотая маска — 2018» Андрея Иванова. Это своего рода притча о поисках взаимопонимания в современном мире. Экстравагантный театр-вызов, театр-перформанс на стыке жанров и в то же время — современная исповедь.

Новые технологии и ритм жизни оставляют нам все меньше времени думать о причинах и следствиях наших поступков. Авторы «Источников света» как раз и призывают думать. Мы наблюдаем причудливое переплетение судеб персонажей, заставляющее вспомнить известные голливудские истории: «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту или «Столкновение» Пола Хаггиса… Кажется, еще один шаг, еще одно движение — и наступят полная немота и безвоздушное пространство, как на планете Ханут из фильма «Кин-дза-дза!», где «кислорода два процента от нормы». Но на самом краю герои истории вдруг задают себе вопрос: почему я такой?..

«Лишние люди» в литературных произведениях были всегда. Нередко встречаются они и в современной драматургии. Здание торгового центра в большом городе сводит под одной крышей беспризорника, живущего в своем мире фантазий, проститутку, собирающуюся оставить эту древнейшую профессию, инвалида с черепно-мозговой травмой, охранника. Каждый из них ищет внутреннюю гармонию. Душа и мир этих людей раскрываются перед зрителем через монологи, которые актеры произносят, стоя перед микрофонами и видеокамерами, — изображение их взволнованных лиц транслируется на большой экран… Еще персонаж из кинофильма Алексея Балабанова «Брат» в исполнении Юрия Кузнецова говорил: «Город — это злая сила. Сильный приезжает — становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал…»

Художник Андрей Жигур выстроил пространство спектакля, как подиум. На нем параллельно с большими человеческими драмами происходит нескончаемое дефиле, которое демонстрирует гламурная массовка — молодые танцоры. Все сверкает и мерцает, но какими-то холодными огнями.

В премьерном спектакле «Источники света» интересные актерские работы. Анна Семеняко снова демонстрирует какую-то крайнюю степень обнаженности чувств и незащищенности. Ее героиня вызывает симпатию и сочувствие. Именно Семеняко проводит в спектакле линию противостояния мужского и женского начал, их обоюдной зависимости друг от друга. Интересно существуют в этой постановке Андрей Новик, Максим Шишко и Игорь Шугалеев.

Спектакль идет два часа без антракта, и для зрителя неподготовленного его напор и энергия — непростое испытание. Но, думаю, неподготовленный зритель на спектакли Александра Марченко и не ходит.

Современный театр знает немало историй об «униженных и оскорбленных». Вспомним «Звезды на утреннем небе» Александра Галина. «Источники света» предлагают свой взгляд на известную и понятную тему неустроенности человеческой судьбы и некоммуникабельности. Также авторы не спешат давать зрителю таблетку ложной надежды в финале. Давление цивилизации и технического прогресса не ослабнет.

Мрожек возвращается

В Новом драматическом театре тоже решились на нестандартный ход. На Экспериментальной сцене прошел предпоказ спектакля «День» в постановке актера и режиссера Артема Пинчука по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека «Летний день». Мрожек уже появлялся в репертуаре театра: здесь шел спектакль «Дамское танго», поставленный режиссером Венедиктом Расстриженковым по пьесе «Вдовы».

Любовный треугольник в спектакле «День» становится поводом задуматься об экзистенциальных проблемах личности.

Тем не менее польский классик театра абсурда в последнее время не часто встречается на наших афишах. Его вытеснили комедии положений. Однако в 1990-е годы мы с удовольствием познавали для себя новый мир его героев, причудливый и парадоксальный язык. Можно вспомнить спектакль «Стриптиз» в постановке Николая Пинигина (эту же пьесу одним из первых ставил режиссер Рид Талипов). Пинигин обращался и к «Эмигрантам». Коласовский театр «оживил» в 1989 году пьесу «Танго», а в 1992-м — «Счастливое происшествие». В театре имени Я. Купалы в начале 1990-х шел «Дом на границе» Мрожека, его поставил польский режиссер Анджей Якимец. Любопытно, что театр имени Я. Коласа к Международному дню театра тоже предложит премьеру трагикомедии с таким названием по двум пьесам — «Кароль» и «Дом на границе». Спектакль создает художественный руководитель театра Михаил Краснобаев. Вот такие переклички во времени.

Еще из удачных примеров в театральной истории — пронзительный спектакль «Эмигранты» в театре-студии «Человек», где солировали Александр Феклистов и Роман Козак. В Минске эту пьесу, кроме Пинигина, ставил режиссер Андрей Савченко. В общем, пусть и не системно, но Мрожек все же приходил к нам…

И вот — новая встреча. В спектакле «День» Нового драматического театра играют три актера: Павел Чернов, Алексей Верещако и Екатерина Королева. Художник — Лидия Малашенко. Одним из зловещих символов постановки становится песок. Сначала он вызывает беззаботные ассоциации только с морем и беспечным отдыхом, но после его становится все больше, и вспоминаются совсем другие метафоры — «замок на песке» или «песок времени».

Видно, что актеры с удовольствием произносят парадоксальные реплики автора. Режиссер Артем Пинчук выстраивает элегантный и лаконичный мир. Чем хороша пьеса — она позволяет актерам удивлять зрителей. Дама в исполнении Екатерины Королевой то томная кокетка, то ироничная и проницательная леди, чувствующая мужскую ложь за версту. Интересный дуэт Павла Чернова и Алексея Верещако, героев-антагонистов, с противоположной жизненной философией и абсолютно разными ценностями, все время держит зрителя в напряжении: чья возьмет? Интеллектуальный накал периодически прерывается хореографическими и пластическими миниатюрами, говорящими о внутреннем мире героев что-то свое, отдельное и сокровенное. Режиссером по пластике выступил Дмитрий Якубович. «День» — изящный пример чистого игрового театра, без примесей всевозможных «измов», живой и позитивный.

ДОСЬЕ

Славомир Мрожек (1930—2013) — выдающийся польский писатель, драматург, сатирик, художник, один из классиков «театра парадокса». Его ставят в один ряд с такими всемирно известными европейскими авторами, как Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет, Гарольд Пинтер.

Мрожек дебютировал в качестве карикатуриста в 1950 году, в 1953-м опубликовал серию рисунков. В то же время вышел первый сборник его рассказов. Драматургией он начал заниматься с 1958 года (дебютная пьеса «Полиция»). Драма «Танго» в 1964-м принесла ему мировую известность. В 1963 году Славомир Мрожек эмигрировал. Он жил во Франции, США, Германии, Италии и Мексике. В 1996 году вернулся в Польшу. В 2008-м переехал во Францию. В 2013 году умер в Ницце.

Новость предоставлена — БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ