Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в Мемориальном музее-мастерской Заира Азгура и выяснила, как пополняется фонд и что в планах.

В этом году учреждение культуры празднует 25-летие. Музей давно вышел за рамки традиционного места памяти выдающегося скульптора и стал арт-пространством для творческой интеллигенции и молодежи. Мог ли представить Заир Исаакович, что среди его монументальных памятников и бюстов партийных деятелей и советских героев, писателей и артистов будут устраивать театральные постановки, кинопоказы, концерты, перформансы?

Патриарх белорусского изобразительного искусства был человеком дальновидным. Еще при жизни он распорядился, чтобы его творческая мастерская и всё, что в ней хранится, перешло после его смерти в собственность государства, а не родственников. З. Азгур хотел не только сберечь свои творения для будущих поколений, он желал, чтобы в его мастерской по-прежнему царила созидательная атмосфера, собирались талантливые люди и развивали белорусское искусство и культуру.

Трехэтажный дом из красного кирпича построен в 1984-м по проекту Вальмена Аладова. Оригинальное строение размещается в жилом районе между ул. Захарова и Пулихова и заметно выделяется на фоне серых панелек. Оно появилось благодаря личному распоряжению Петра Машерова, который руководил БССР.

Азгур — знаковая личность не только в искусстве, но и в общественной, политической жизни страны. Долгие годы был депутатом Верховного Совета БССР, возглавлял республиканскую комиссию содействия Советскому фонду мира. Его уважали не только коллеги по творческому цеху, но и государственные деятели. Будучи в преклонном возрасте, он при встрече с Машеровым посетовал, что ему трудно подниматься дома по лестнице и ездить в мастерскую на Некрасова. Первый секретарь ЦК КПБ распорядился выделить народному художнику квартиру в доме с лифтом на Захарова и построить недалеко мастерскую для него, — рассказывает главный хранитель Мемориального музея-мастерской З. И. Азгура Николай Пограновский.  Заир Исаакович проработал в ней около 11 лет. В этих стенах создал более 50 произведений. Здесь он делился своими знаниями и опытом с молодыми художниками, тут гостили многие известные личности.

В 1996-м, спустя год после смерти скульптора, было принято решение о создании мемориального музея в его мастерской. По указу Президента она стала филиалом Национального художественного музея Республики Беларусь. Работа над экспозицией длилась четыре года. В 2004-м Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура пoлучил статус муниципальнoгo.

Oн организoвывался на базе коллекции Заира Исааковича: его скульптур, личных вещей и подарков, архива и библиотеки, живописных и графических произведений членов его семьи. Это основа фонда, в нем насчитывается 4,5 тыс. экспонатов, — отмечает Николай Михайлович.  В то время я работал главным хранителем в художественном музее и хорошо помню, как принимали этот объект под нашу крышу, как он с годами развивался и менялся, но всегда оставался верным в сохранении памяти о народном художнике. Сегодня это музей эпохи.

Мы беседуем в конференц-зале, сидим за столом, за которым Заир Исаакович встречался с коллегами и журналистами. Вдоль стены стоит его книжный шкаф, на стенах — картины жены и ее родственников: Галина из династии художников Гореловых. Среди полотен, где в основном изображены пейзажи, можно увидеть портреты Азгура и его родителей.

Святая святых музея — скульптурный зал. В нем собрано 368 портретов, бюстов и проектов памятников. В полный рост стоят вожди советского народа Владимир Ленин и Иосиф Сталин, артистка Лариса Александровская и композитор Модест Мусоргский, на полках — революционеры, лидеры коммунистических партий мира, герои Великой Отечественной войны и Советского Союза, деятели культуры, философы.

Заир Азгур запечатлел исторических личностей своего времени. Идеологически его произведения могут не всем нравиться, но работы высокопрофессиональные. Он мастер реалистичной скульптуры, которому выпало жить и творить в советскую эпоху. Нельзя вычеркнуть из истории Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина. Они должны быть зафиксированы в художественных образах, но их место уже в музеях. Думаю, придет время, когда памятники вождю пролетариата не будут стоять в белорусских городах. Вместо них установят монументы в честь национальных героев, — рассуждает Н. Пограновский и продолжает показывать скульптуры.  Художник делал много портретов для души, в том числе известных белорусских культурных и общественных деятелей. Среди них Николай Гусовский, Франциск Скорина, Тётка, Франтишек Богушевич, Янка Купала, Якуб Колас, Аркадий Кулешов, Сергей Селиханов, Владимир Дедюшко, Елена Аладова, Пётр Машеров, Минай Шмырёв… Всех имен не перечислить. Он любил создавать героических личностей, обращался и к античным персонажам, порой фантастическим.

В окружении этих великих умов и устраивают культурные мероприятия. В зале специально установлено мультимедийное и световое оборудование.

Тут можем разместить до 100 человек во время концертов, спектаклей, киносеансов, лекций. Музей — не застывшее образование. За 25 лет его существования многое изменилось как в оформлении экспозиции, так и в подаче информации, — подчеркивает собеседник.  Нам повезло с директором Оксаной Богдановой. Она креативный человек и сумела собрать вокруг себя творческую команду, которая не боится экспериментировать, применять новые подходы в работе.

Искусство XXI века успешно соседствует с советским наследием, наглядно демонстрируя контраст между прошлым и настоящим.

Фонд пополняем за счет новых произведений белорусских скульпторов. В коллекции есть работы Константина Селиханова, Александра Шаппо, Сергея Оганова, Галины Горовой, Андрея Воробьёва, Тамары Соколовой и других. Выбираем то, что кардинально отличается от творений Азгура. Хотим показать, как со временем меняется и развивается скульптура, — говорит главный хранитель.

В 2020 году музею передали скульптуры из камня, которые после пленэра находились в одном из столичных детских садов. Хранятся тут и другие монументальные работы современных авторов.

— Мечтаем установить рабoты в сквере, что рядом с музеем. Они бы украсили этот район. Искусство не должно ограничиваться выставочными залами, — делится идеей Н. Пограновский.  Скульптурный парк стал бы отличным подарком для всех минчан.


Работа Сергея Оганова

Фото Сергея Пожоги

Агентство «Минск-Новости»