В начале апреля в Белгосцирке отгремело последнее шоу программы «Остров желаний». Зрелище получило массу оваций и восхищений от публики и отправилось в архив. Однако грустить нет причины: свято место пусто не бывает, и совсем скоро коллектив представит новую, не менее великолепную постановку. А пока корреспондент «Р» заглянул в гости, чтобы посмотреть, чем цирк живет в свободное от представлений время, и поздравить артистов с их профессиональным праздником — Международным днем цирка.

Скрипичный ключ под куполом

Даже в те моменты, когда в зале нет зрителей, манеж не пустует. В этом мы убеждаемся, пробравшись через закулисье в святая святых здания цирка. Оно и понятно: какими бы талантливыми ни были артисты, им всегда хочется довести свое мастерство до совершенства. Поэтому даже в промежутке между программами они репетируют свои номера и оттачивают филигранность их исполнения. К тому же, помимо представлений в Минске, коллектив периодически посещает другие города, радуя зрителей в разных уголках нашей страны. Вот и сейчас манеж находится во власти воздушной гимнастки Анастасии Донченко. Девушка репетирует номер воздушного жанра в аппарате «Скрипичный ключ». В перерывах не упускаем возможности пообщаться с артисткой.

4 апреля в Белгосцирке отгремело последнее шоу программы «Остров желаний», а скоро коллектив представит новую, не менее великолепную, постановку


— Это новый аппарат, премьеры которого еще не было для широкой публики, — говорит Анастасия Донченко. — В августе написала сценарную заявку для рассмотрения художественным советом, а когда получила одобрение, заказала реквизит. Сразу после его получения приступила к репетициям.

Идея со скрипичным ключом возникла не мгновенно. По словам Анастасии, ей хотелось придумать что-то необычное. Сначала гимнастка отталкивалась от другого реквизита, в котором проглядывался скрипичный ключ. Но однажды, когда она просматривала подвески и кулоны, обратила внимание на этот нотный знак в немного измененной форме, без перемычки в основном круге, которая мешала бы выполнять акробатические элементы. И вот девушка загорелась идеей.
 
Какими бы талантливыми ни были артисты, им всегда хочется довести свое мастерство до совершенства.

— А недавно наш клоун Даниил Минкевич присылает мне ссылку на видео, — продолжает артистка. — На нем две гимнастки исполняют номер на бамбуке (снаряд, используемый в номерах воздушной гимнастики. — Прим. авт.) в форме скрипичного ключа. Я даже расстроилась и хотела отказаться от этой идеи. Начала искать в интернете других исполнителей с похожими аппаратами. И, действительно, нашла несколько.

Анастасия уже стала рассматривать другую форму. К счастью, поддержка коллег спасла ситуацию: они предложили довести идею до конца и делать то, что она на самом деле хочет, не оглядываясь на остальных. Пусть аппарат похож, но у каждого артиста реквизит уникальный и различия все равно есть. Так что скрипичный ключ все же остался при гимнастке. Увидеть номер с ним можно будет в одной из ближайших программ. А пока девушка репетирует имеющиеся элементы и в процессе находит новые решения.
 
 
 
Увидеть номер Анастасии ДОНЧЕНКО можно будет в одной из ближайших программ.
 

Праздник в репетициях

— Трюки с применением этого аппарата различны, — объясняет Анастасия Донченко. — Что-то мы с главным режиссером Аллой Николаевой-Алиевой берем от воздушного кольца, что-то придумываем с нуля, ищем новаторские переходы. Скрипичный ключ наделен петлей сверху и хвостом снизу, что открывает новые горизонты. Из кольца можно перейти в хвостик, из петли — в кольцо. Скольжение, обрывы, висы… Это все нужно пробовать и искать, чтобы удивить и порадовать зрителя. Моя личная цель — полностью задействовать реквизит, с помощью которого раскрываются все грани таланта артиста.

В правоте слов убеждаемся лично. Поднимаясь на скрипичном ключе под купол цирка, гимнастка выделывает такие трюки, от которых нижняя челюсть невольно отвисает. Элементы самые разнообразные: и на силу, и на растяжку, и на гибкость. Артистка показывает все свои преимущества. И если это только репетиция, то представьте, что будет на самом представлении!
 
Белорусский цирк не перестает удивлять зрителей от мала до велика.

К слову, такие старания — не­смотря на свой молодой возраст, Анастасия посвятила цирковому искусству около 12 лет — оцениваются по заслугам. Со своей партнершей Анастасией Путято наша собеседница посетила пять фестивалей.
С номером «Воздушная трапеция» от Белгосцирка в Риге девушки получили серебро, на киевском «Золотом каштане» — золото. На втором Минском международном взяли бронзу. А в Сен-Поль-ле-Даксе (Франция) завоевали специальный приз от Китая.

Пребывая в восхищении от увиденного, чуть не забываю спросить о самом главном: как девушка собирается отмечать предстоящий День цирка. И ответу почему-то не удивляемся, ведь субботу Анастасия проведет в репетициях, по ее замечанию, такой праздник можно отмечать только на любимой работе.

На уровне совершенства


На очереди — кабинет заместителя директора Белгосцирка Ольги Босяковой. У кого, если не у руководителя, узнавать про заслуги и достижения коллектива.

— Гордиться действительно есть чем: много где побывали, в профессиональной среде нас знают почти по всему миру, — рассказывает Ольга Босякова. — Мы провели два международных фестиваля, в каждом — по 16 стран-участниц. Охвачены все континенты. У нас высокий уровень членства жюри, все самые именитые продюсеры и артисты.

Белорусский коллектив часто приглашают на фестивали. В среднем до пандемии артисты Белгосцирка участвовали в четырех различных фестивалях в год. Также художественно-постановочную группу и директора приглашают на знаковые мероприятия в качестве членов жюри. А после номеров в рамках фестивалей о наших талантах, естественно, узнают и высылают предложения о работе.

— Год назад, до пандемии, мы успели поучаствовать в трех фестивалях, — вспоминает Ольга Босякова. — Наш 2020-й начался с Будапешта, потом был Монте-Карло и буквально через две недели артисты отправились покорять Жирону (Испания).
 
 
Китай, Венгрия, Россия, Украина, Азербайджан, Казахстан… Где только ни радовали зрителей наши артисты! По словам заместителя директора, выступления ценятся уже только за то, что это белорусский цирк:

— В нашей стране цирковых коллективов не так много, поэтому мы в некотором роде уникальны. Многие страны хотят работать с нами, потому что знают: мы пользуемся популярностью у зрителей. Наш главный аттракцион — конный, под руководством Руслана Лазарова. Это династийный номер. До этого им много лет руководил его отец Борис, а потом он передал бразды правления сыну. Когда работают лошади, всегда идет позитив, зал принимает их очень хорошо.

Все для зрителей

Помимо постоянных шоу, в цирке проводятся экскурсии. Когда школьники впервые оказываются за кулисами, они удивляются практически всему. Репетиции, подготовка артистов, реквизит, животные — программа экскурсии по насыщенности не уступает сезонному представлению. Все привыкли встречать артистов на манеже при «параде», а здесь у ребят появляется возможность увидеть более технические моменты, настоящую «кухню» цирка.
 
 
Несмотря на свой молодой возраст, Анастасия посвятила цирковому искусству около 12 лет
 
Как отмечает замдиректора, артисты Белгосцирка по уровню подготовки не уступают мировым: все ребята молодые, спортивные, талантливые. В цирк приходят только те, кто действительно хочет и желает быть артистом, — и они ими становятся. Каждый имеет сумасшедшую силу воли и большую сосредоточенность, ведь существует риск для жизни.

Что касается наград, то за время существования цирка его копилка наполнилась достижениями из разных уголков мира.

— Мы гордимся любой нашей победой, потому что ничего не дается просто так, — признается Ольга Босякова. — Чаще всего привозим награды с каждого фестиваля.

Награда, про которую нельзя не сказать, — серебро на 44-м международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло, которое завоевал артист Белгосцирка Сергей Нестеров с номером «Дрессированные белые тигры». Этот фестиваль считается одним из самых выдающихся в мире. Завоевание одной из его наград — показатель высокого уровня мастерства и престижа артиста.

Словом, цирк не перестает удивлять как зрителей от мала до велика, так и признанных профессионалов этого нелегкого, но очень зрелищного дела.
 
 
 
 
 
 
 
 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.