Такую мысль высказал директор Института истории НАН Вадим Лакиза, выступая на открытии выставки «Беларусь и белорусы. Гид по истории и культуре» в Национальном историческом музее.

  

 

Выставка концептуальная, отражающая наш сегодняшний взгляд на страну – ее прошлое, настоящее и будущее, – неизбежно создавалась усилиями многих специалистов. 

– Вы знаете всю кухню, как это начиналось, – сказал, обращаясь к работникам музея, Вадим Лакиза. – Вы помните, как заместитель директора по научной работе Нина Владимировна Колымаго обратилась в Институт истории для того, чтобы тексты на выставке соответствовали той актуальной истории белорусской государственности, которая служит во благо нашей страны  – Республики Беларусь, – во благо нашего общества.

Для Нины Владимировны как историка это всегда был принципиальный вопрос.

– По сути, можно смело сказать, что историю мы все знаем не одну и ту же: мы учились в разное время, подходы к тому или иному периоду истории отличались, – сказала она, выступая на конференции «Как преподавать историю верно?», которая проходила нынешней весной в стенах Национального исторического музея. – Что касается нашей работы сегодня, то, устраивая ту или иную экспозицию, мы всегда консультируемся с историками, которые специализируются на конкретной теме.

 

 

Нынче тема оказалась настолько обширной и настолько важной, что Институт истории выступил официальным партнером этого проекта.

 

 

– Тексты готовили мы и отправляли в Институт истории для корректировки. Обращались за методической помощью, – говорит куратор выставки Татьяна Миранович, на которую легла основная тяжесть работы над этим проектом.

Спрашиваю, много ли было корректировок.

– Нет, не то чтобы много!  – смеется в ответ Татьяна.

То есть, концепция музейных историков с самого начала разрабатывалась в правильном направлении.

Речь идет прежде всего об оценке тех или иных исторических эпох и важнейших событий нашей истории.

К примеру, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское оценивается как «одно из европейских государств, создавшее уникальный образец политического и общественного строя, правовой демократии, мирного сосуществования и сотрудничества разных народов, церковно-религиозных систем», XVI столетие – как золотой век в истории Беларуси, «время великих гуманистов и просветителей, выдающихся культурных достижений».

1917 год характеризуется как время, когда Российская империя прекратила свое существование, попытка создания Белорусской Народной Республики – как безуспешная.

Целый абзац посвящен политике белорусизации. Подчеркивается, что в 1920-е годы «была создана белорусская советская система образования, налажено массовое издание белорусских газет и журналов, созданы белорусские театры и киностудия».

Не обойден стороной и такой болезненный вопрос, как раздел страны на запад и восток:

 «По Рижскому мирному договору западная часть Беларуси отошла к Польше. Белорусское общество посчитало это разделение несправедливым. … В период Второй мировой войны Западная Беларусь была воссоединена с БССР».

 

 

Такой подход к истории призван объединить наше общество. Об этом говорят и музейщики, и ученые, и обычные посетители.

– Очень важно, что такая выставка, показывающая глубину наших корней, открылась в Год народного единства, – говорит Вадим Лакиза. – Наша красивая, независимая, суверенная страна Республика Беларусь, наш белорусский народ, который включает в себя десятки и десятки разных национальностей, имеет право гордиться своей тысячелетней историей и культурой. Посмотрите, какие здесь предметы. Это гордость каждого из нас, кто живет в Беларуси. Это гордость для всех, кто приедет сюда, в Беларусь, придет в Национальный исторический музей и прикоснется к этим древним предметам.

Еще одна цель – образовательная, направленная на перспективу.

– Нам предстоит большая работа по формированию исторического мировоззрения музейных работников, деятелей культуры, ученых, людей, работающих в вузах, учителей, – убежден Вадим Лакиза. – Тех, кто будет воспитывать настоящих патриотов, любящих нашу страну.

Важность этой задачи особенно ярко видна в свете недавних событий. Тот, кто знает историю, кто извлек из нее необходимые уроки, кто гордится своей страной, ее прошлым и настоящим, не поддастся на ложь и дешевую пропаганду. В этом смысл образования и воспитания, в этом смысл исторических музеев и выставок. И поэтому есть уверенность, что поставленная цель будет достигнута.