Главный режиссер Белгосцирка Алла Николаева-Алиева рассказала корреспонденту газеты «Минский курьер» о мастерстве перевоплощения.

 

 

Все дороги ведут в цирк

Она грезила им с детства. Увидев в кино женщину-дрессировщицу с черными пантерами, постоянно примеряла на себя этот образ. А в реальности была безумно увлечена танцами, получала музыкальное образование по классу фортепиано, занималась спортивной гимнастикой, а чуть позже — спортивной акробатикой. Со временем все эти навыки и знания слились в один поток, который помог творческой и активной девушке связать жизнь с цирковым искусством.

 Я поступила в институт физкультуры. Там со временем начала готовить номера для спортсменов, гимнастов, в том числе тех, кто, завершая профессиональную карьеру, уходил на манеж. После института организовала свой танцевально-акробатический ансамбль при ДК МАЗ, стала заниматься карате-до. На пике спортивной карьеры появилась возможность поработать с программой «Звезды белорусского цирка» как постановщик и хореограф. Признаюсь, некоторыми номерами горжусь до сих пор. Прежде всего это «Акробаты на трамбатах», которые выступали под песню «Касiў Ясь канюшыну». Они пользовались огромным успехом у зрителей разных стран. На первых порах я несколько раз выходила с ними на арену. И еще потрясающий номер — «Каучук», для девочек-близняшек в египетском стиле, — вспоминает Алла Анатольевна.

А потом ее закружил водоворот из огромного числа праздников и фестивалей, где она выступала режиссером цирковых программ, танцевальных и спортивных шоу. Однажды даже ставила бразильский карнавал в Сингапуре с участием 2 тыс. артистов.

 

Круговорот программ

Девять лет назад Алла Анатольевна вернулась в Минск по семейным обстоятельствам. Тогда ее и пригласили на должность главного режиссера в Белгосцирк, где она успешно трудится и сегодня.

Что входит в ее обязанности? Если в двух словах, то она занимается написанием сценария для новых программ и воплощением его в жизнь. Это огромный пласт работы, который требует творческих сил, вдохновения, знания тонкостей не только режиссерского ремесла, но и всех цирковых жанров.

— Это коллективный труд, причастны все сотрудники цирка! Мы вместе каждый год выпускаем минимум четыре новые программы. Чаще всего они тематические. Это значит, придумываем историю, разрабатываем для нее сюжетную линию. Иногда ставим дивертисмент, когда номера идут один за другим. Это дает возможность передохнуть и нам, цирковым, и зрителям. Часто дивертисмент проходит очень хорошо, собираются сильные номера, которые не нуждаются в дополнительной окраске, — подчеркивает режиссер.

 

 

Каждая тематическая программа — это новая идея, новая история, новый сюжет. Прежде чем будет написан сценарий, выстраивается последовательность номеров. Кто за кем выйдет на арену, помогают определить правила. Например, нежелательно ставить подряд номера с участием животных. Те, где есть сложный реквизит, следует разбавлять репризами, чтобы подготовить всё к следующему выступлению. При этом таких перебивок не должно быть слишком много.

— Когда пишется сценарий, учитывается всё до мелочей: действия по эпизодам, музыкальное и световое оформление, длительность каждого выступления, текст для главных героев. Именно они вместе с шпрехшталмейстером (так называют ведущего в цирке. — Прим. авт.помогают развивать и поддерживать сюжет, — поясняет Алла Анатольевна.

После утверждения сценария начинаются репетиции с постоянными доработками, корректировками номеров. Шлифуется шоу в среднем около двух месяцев. Исключение — новогоднее представление, на него отводится примерно неделя!

Как только программа выходит в свет, наступает черед следующей. Каждая должна быть непохожей на предыдущую, со своей изюминкой. В минском цирке у Аллы Анатольевны их более 35. Есть особенные, которые запали в душу. Причина — артисты.

— Не могу до сих пор забыть «Рекорды Гиннесса», где были потрясающие клоуны из Франции. Запомнился номер с мотоциклами: мы репетировали его до поздней ночи, а потом заказали пиццу и общались. Все артисты, как, впрочем, и в других шоу, работали на сто процентов, не думая о себе, ради общего дела, как я люблю, — улыбается режиссер.

 

Сам себе режиссер?

Самое сложное в ее работе — найти ключик к артистам, сделать так, чтобы они услышали.

— Кто-то сам просит помощи, прислушивается к моим советам, замечаниям, рекомендациям. Это не зависит от жанра. Просто людям хочется развиваться. Например, номера с животными имеют определенный набор трюков. Артисты привыкли выполнять их в определенной последовательности, но мы ищем новые образы, элементы хореографии, допустимые при работе с животными. А бывает, что артист уверен: он лучше режиссера знает, делает всё по-своему, боится что-то изменить, даже музыку, поэтому его приходится долго убеждать, — вздыхает Алла Анатольевна.

Она утверждает: иногда поставить цирковой номер сложнее, чем подготовить новую программу. А порой стоит увидеть артиста, его улыбку — и в воображении сразу рождается образ.

Считает, что режиссер именно тот человек, который должен положительно влиять на артистов, сделать так, чтобы у них появилось желание работать с любовью и вдохновением, раскрыть свой потенциал. Иногда вместо очередной тренировки лучше просто сесть и поговорить.

 

 

— Случаются и форс-мажоры. Как-то в новогодней программе перед премьерой разваливался групповой номер воздушных гимнастов. Понадобился час, чтобы спасти ситуацию, — делится собеседница.

Однажды ей самой довелось выступать на арене Белгосцирка в «Академии клоунов». Тогда она стала ассистенткой в номере со слонихой Лилей:

— Она была очень умной. Я успела полюбить ее. Думаю, это взаимно, так как чувствовала: дрессировщик немного ревнует. Вначале было страшновато, несколько раз она меня немножко притоптала. А в целом бережно брала за колени хоботом и поднимала вверх. Это один из самых великолепных моментов в моей цирковой жизни. Моя мама каждый раз передавала Лиле вкусняшки.

Справочно

Алла Анатольевна — мастер спорта по карате-до и акробатике, многократная чемпионка страны, призер международных соревнований. До недавнего времени занималась сама и тренировала других.

Она была первой в Беларуси женщиной, которая вела на телевидении программу по аэробике еще задолго до всем известной Натальи Новожиловой.

Фото Тамары Хамицевич