Кларнет, флейта, валторна, труба и фортепиано — в многодетной семье Черепко все от мала до велика занимаются музыкой. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с талантливыми минчанами.

Со старшим Юрой

 

Мамина мечта

— Моя мама играла на скрипке в модном по тем временам ансамбле. В коллективе была девушка-флейтистка. Мама для себя решила, что ее дочка тоже освоит этот инструмент, потому что это красиво! Вот так и определилась моя судьба, — смеется Татьяна Черепко.

После музыкальной школы она окончила с отличием Могилевское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова, потом поступила в академию музыки в Минск. Будучи студенткой 5-го курса, попала на работу в детскую музыкальную школу искусств № 14 и с 2006 года трудится здесь педагогом.

— Потом я ушла в декрет, три раза, — шутит Татьяна Игоревна. — Когда родился старший, Юра, долго сидеть дома не смогла: сыну был год и четыре месяца, а я уже вернулась к преподаванию. С мужем мы так выстроили рабочие графики, что смогли друг друга дома подменять. Затем был второй декретный отпуск, который плавно перетек в третий.

 

Одно целое

Супруг Татьяны Алексей Черепко с отличием окончил Минское музыкальное училище имени М. И. Глинки, потом продолжил учебу в академии музыки. Там они и познакомились.

— Как встретились, так уже больше и не расставались, — вспоминает собеседница. — Только решили, что работать будем порознь. Учли опыт родителей супруга.

Мама и папа Алексея Ивановича тоже музыканты, отец в свое время был директором музыкальной школы, а мама — в его коллективе учителем по аккордеону. Неурядицы, проблемы с работы тут же переходили в семью. Татьяна и Алексей поняли, что хотят этого избежать. К слову, Алексей Черепко — директор музыкальной школы искусств № 8 имени Г. Р. Ширмы.

Дочь Даша перед выступлением

Дети Юра, Ваня и Даша учились в музыкальной школе, где преподает мама. В прошлом году мальчики поступили в гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки.

— Когда родился Юра, мы с мужем решили, что сын по нашим стопам не пойдет. Ни в коем случае, — говорит Татьяна Черепко. — Потому что знаем, как это тяжело. Сколько сил нужно приложить, чтобы чего-то достичь в этой области. Но потом стало как-то стыдно. Что скажут наши родители, профессора из консерватории, которые нас учили. Поэтому поначалу отдали ребят в музыкальную школу для общего развития. Но, познакомившись с музыкой поближе, Юра, а потом и Ваня не смогли от нее отказаться. И дочка втягивается, хотя занимается только второй год.

 

Воля и труд дивные всходы дают

— Правду ли говорят, что успехи музыканта — это 80 % труда и только 20 % таланта? — спрашиваю у педагога.

— Правду, — подтверждает она. — Я сыновьям всегда говорю: вам повезло, папа, мама, бабушки и дедушки — музыканты, природа и вас наделила определенным даром. Способности, идеальный слух есть, но если перестанете работать, остановитесь, вас легко перепрыгнет человек пусть и с меньшими дарованиями, но более трудолюбивый. Поэтому почивать на лаврах не стоит.

Хотя Татьяна Черепко тут же добавляет, что расслабляться-то особо и некогда. Современные дети сильно загружены в школе. А если к общеобразовательной добавить науку музыкальную, времени на отдых почти не остается. Но награда обязательно найдет своего героя, пусть и годы спустя.

— Музыкальная школа учит детей усидчивости, труду, прилежанию. Результат приходит не сразу, но если работать, он обязательно будет, — убеждает педагог. — Важно понимать, к чему ты идешь, уметь определить цель и достигать ее. Это качество потом обязательно пригодится в жизни. Даже если ребенок не свяжет свою судьбу с музыкой.

Ваня с дедушкой Иваном Афанасьевичем

 

Цена вопроса

А еще необходимо донести до детей, что легких инструментов не бывает: играя на любом, придется попотеть. Иначе ребенок может перегореть и потерять интерес. К тому же мамам и папам нужно настроиться… на покупку инструмента. Ведь дело это затратное.

— Я не настаиваю на приобретении конкретной модели: ориентируюсь на родителей. Иногда люди могут сразу приобрести флейту из профессиональной серии. Другие выбирают более дешевый вариант. В любом случае перед покупкой я должна осмотреть инструмент, поиграть на нем, чтобы потом у ученика не было проблем, — рассказывает педагог. — Пока у воспитанника не появится свой, занимаюсь с ним на личном. Знаю, как непросто обзавестись качественным инструментом. Например, мне родители подарили хорошую флейту, только когда я в консерваторию поступила. А сыну Юре профессиональную валторну мы до сих пор купить не можем. Она стоит от 2,5 тысячи долларов в эквиваленте.

Ученическая модель флейты из профессиональной серии обойдется примерно в 1 700 рублей. Можно найти более дешевый вариант — за 600–800 рублей. При должном уходе и недорогой инструмент свое отслужит. Главное, следить за его состоянием: после каждой игры протирать, убирать влагу, не ронять.

 

Музыкальный дом

Кларнет, флейта, валторна, труба и фортепиано… Представляю «восторг» соседей, когда из одной квартиры доносятся звуки всех этих инструментов. Но Татьяна Черепко уверяет, что никто не жалуется. Да и репетировать дети и взрослые стараются по очереди.

— По батареям ни разу не стучали. Наш дом строили для представителей Белорусского союза музыкальных деятелей, — поясняет собеседница. — В выходной день практически во всех квартирах звучит музыка. И никого это не смущает.

Напоследок интересуюсь у многодетной мамы: как она всё успевает? Родительский труд сам по себе непростой. А когда помимо родных детей надо еще и учеников наставлять…

— Мне в жизни очень повезло, — отвечает Татьяна. — С мужем мы смотрим в одном направлении. И в школе, начиная от непосредственного руководителя и заканчивая администрацией, я тоже вижу единомышленников. В школе создана настолько комфортная обстановка для коллектива, что работать — одно удовольствие.

 

Справочно

В 2005 году, во время учебы в академии музыки, Татьяна Черепко стала стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.