Что нового ждать в Год молодежи и как куются молодые кадры для столицы, рассказал начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома Павел Скалабан.

– Молодежи всегда уделяется особое внимание. Начавшийся год подчеркнет это. Ряд крупнейших мероприятий будут приурочены к 70-летию Победы, состоятся патриотические акции. В течение года откроется Лаборатория молодежных социальных проектов «Одно окно для 100 идей», пройдут городской фестиваль молодежного досуга «Фишка», Международный студенческий форум, стартапы для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность… 19 и 20 января состоится 42-й съезд ОО «БРСМ», направляющая роль которого важна не только для этого общественного объединения, но и для всей молодежи страны. Словом, перечислять можно долго. Параллельно воплотим в жизнь массу инициатив, которые исходят от молодых минчан.

– Столичная молодежь отличается креативностью?

– Лишь в рамках проекта «100 идей для Беларуси» ребята подают тысячи оригинальных идей. Накануне подводили итоги еще одного городского проекта – «Минская смена», который реализуется в столице с 2007 года. Студенты, будучи «дублерами» руководителей управлений Мингорисполкома, выдвинули интересные предложения. Среди них – очистка Чижовского водохранилища, разработка экологического водного маршрута по Комсомольскому озеру, проект для парка «Зеленый лабиринт» и другие. Многие идеи уже претворены в жизнь, некоторые будут реализованы в этом году. Проекты молодых людей не требуют больших инвестиций, но приносят неоспоримую пользу городу.

– Это тоже проявление патриотизма?

– Патриотизм, если можно так сказать, – это образ жизни. И большинство молодых людей придерживаются именно такого мнения. Взять те же отряды охраны правопорядка, бойцы которых по велению сердца, добровольно помогают милиции обеспечивать безопасность граждан на улицах города. Волонтеры, готовые тратить свое свободное время на посещение ветеранов, одиноких стариков, уделять внимание воспитанникам интернатов, приютов, помогать в медучреждениях, – также люди с большим сердцем. Разве это не истинный патриотизм? Среди молодежи много тех, кто хочет отдать больше, чем взять. Это отрадно.

– Чтобы запустить молодежный проект, организовать акцию, нужны лидеры…

– И не только. Благо в вузах система давно отработана. Если студент придет к преподавателю с хорошей инициативой, то ему подскажут, в какую дверь можно войти без стука и найти поддержку. Это будет отдел по воспитательной работе с молодежью, где объяснят, что нужно сделать, чтобы проект или идея стали реальностью. Лидеров ищут, замечают, формируют банк данных. Они проявляют себя в деятельности общественных организаций – профсоюзов, БРСМ, советов общежитий, студенческих клубов по интересам.

– Как подбирают кадры на руководящие посты в Минске? Насколько актуальна для столицы необходимость в омоложении руководящих кадров?

– Конечно, нам небезразлично, кто через несколько лет займет руководящие посты в организациях разной формы собственности, не говоря уже о структурах власти. На сегодня система налажена так, что практически до 40 лет перспективные работники находятся в том или ином кадровом резерве. БРСМ тоже ведет учет кадров и инициативных людей и имеет право предложить кандидатуры на различные должности, в том числе на госслужбу. Комитет по образованию Мингорисполкома на уровне средних образовательных учебных заведений замечает одаренных детей, которые в дальнейшем не просто уходят в колледжи, вузы. По завершении учебы они получают соответствующее распределение. Работа с резервом целостная и системная. Сводит все формы резервов местный исполнительный комитет, главное управление кадровой работы. Действующая система подбора кадров, безусловно, не статична. Она развивается и видоизменяется. Такие задачи уже поставлены. Считаю, своевременно. Первые изменения осуществятся в ближайшей перспективе. Приоритет будет отдан инициативной, креативной молодежи, которая не обременена наработанным опытом и готова идти вперед.

– Нуждаются ли молодые минчане в наставниках, которые помогут сориентироваться в жизни и стать полезными для своей страны?

– Пример. Первый курс, 1 сентября. На первой лекции присутствуют 100 человек. Пройдет 15 лет. Один из сотни станет ученым с именем, которое признают и в Беларуси, и за рубежом, кто-то – чиновником, профессионалом своего дела. У кого-то жизнь сложится менее успешно, кто-то, может быть, нарушит закон… Каждый идет к этому самостоятельно, причем незаметными для него и окружающих шагами. И роль педагогов, сопровождающих людей на этом пути, сложно переоценить.

– Вы педагог в своем деле?

– Быть начальником главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома и не быть педагогом – это ошибка.